В этой статье – о том, как в прошлом депрессивное Придунавье превращается в успешный, развитый регион буквально на глазах – почти за два года работы народного депутата и его команды.
Знакомимся с Александром Урбанским – молодым украинским политиком, народным депутатом, который взялся эффективно решать запущенные, годами не решаемые проблемы Придунавья. Наиболее острые из них – это обеспечение населенных пунктов технической и питьевой водой, энергосбережение и долгожданный ремонт дорог.
Только из государственного бюджета за два неполных года нардепу удалось привлечь под эти нужды несколько сотен миллионов гривен.
Это при том, что именно при Александре Урбанском невиданные до этого средства в развитие инфраструктуры, медицины и образования, культуры и спорта также привлекаются из местных бюджетов и одесского областного бюджета.
Огромную благотворительную помощь в развитии местных громад оказывает его фонд «Придунавье». Это и ремонты в школах, детских садиках, приобретение медицинского оборудования, компьютеров для школьников и многое другое.
Как получается двигать всю эту финансовую и хозяйственную машину?
Парламентарий заявляет, что за масштабными изменениями стоит командная работа с местными властями, одесским областным советом и межфракционным депутатским объединением «Юг Украины», в котором занимает должность заместителя председателя и лоббирует интересы Придунавья.
——————————
Урбанский Александр Игоревич
Народный депутат Украины, член фракции “Блок Петра Порошенко”, член транспортного комитета ВР, глава подкомитета ВР по вопросам морского и речного транспорта, заместитель главы межфракционного депутатского объединения «Юг Украины».
34 года, женат, двое детей (сын, 11 лет, и дочь, 7 лет).
Образование: Bedford Bording School (г. Бедфорд, Великобритания), среднее образование; Plymouth University (г. Плимут, Великобритания), факультет «Управление морским транспортом и морское право», диплом бакалавра с отличием, специальность – морской юрист.
—————————————-
С нардепом по трассе Одесса-Рени…
Наш разговор с нардепом начинается в пути, мы спешим из Одессы в Измаил на празднование Дня Независимости Украины – по набившей всем оскомину международной трассе М15 – Одесса-Рени. Некоторые ее отрезки на радость водителям уже отремонтированы, и мы ускоряемся. Но большая часть дороги – по-прежнему в ухабах, как после бомбежки. Здесь многие бедолаги повредили свои ходовые. Есть ямы, которые достигают метровой глубины.
– Когда, по-вашему, завершатся ремонтные работы?
– При перечислении всех озвученных кабмином средств – одного миллиарда ста миллионов гривен – гипотетически до конца осени. Но пока что из 295 километров работы выполнены отрезками протяженностью около 50 километров. Все средства еще не поступили, а ряд подрядчиков, выигравших тендеры, приступили к ремонту без денег.
Как выяснилось, стартовые 86 миллионов гривен в прошлом году, а также первые 134 миллиона гривен из этого миллиарда с хвостиком в этом году «выбил» из госбюджета Александр Урбанский.
– Вообще, трасса Одесса-Рени – это то, чем я начал усиленно заниматься еще до избрания, и когда уже стал депутатом. Совместно с коллегами заваливал письмами Кабинет Министров, встречался с министрами. В прошлом году с главой облавтодора проехал от Одессы до Рени, останавливаясь возле каждой ямы… Тогда же посредством моего лобби были выделены стартовые 86 миллионов гривен из Государственного фонда регионального развития на ренийскую объездную, которая является частью этой трассы М15. А вот в марте этого года мне удалось добиться выделения уже 134 миллионов гривен из этого фонда.
Особую благодарность по этому поводу хочется выразить вице-премьеру Геннадию Зубко за то, что проникся проблемой и осознал всю важность М15 для Придунавья. Несколько раз я отстаивал на комиссии этого фонда поданные областным советом проекты. Изначально было принято решение отремонтировать три самые аварийные участки этой трассы, по которым вообще невозможно было проехать. Это как раз дорога на мой округ, и мне самому приходилось объезжать полями, так как никакая машина это не выдержит – разве что танк. Сейчас ремонтные работы (на эту сумму в 134 миллиона) здесь закончены, и ведутся на других участках трассы М15.
– Продвижение главного транспортного вопроса – это ваша заслуга, а пиарятся на ней все, кому не лень…
– Считаю, что пусть каждого оценят по его действиям, а не словам.
– А вы часто бываете на своем округе?
– Два-три раза в месяц по несколько дней. Как только перерыв между пленарными заседаниями, сажусь в машину и еду. Программы визитов наполняет команда, которая когда я в парламенте, вплотную контактирует с местными жителями, и они очень насыщенны.
– Насколько эффективной вы сами считаете работу в своем округе?
– Когда избирался, были те, которые не особо верили, что совместно с громадой, местной властью, руководством областного совета и представителем в Верховной Раде от Придунавья можно начать настоящее его возрождение – от некогда депрессивного региона в развитый, благоустроенный край!
Нардеп досконально знает о проблемах сел, поселков Придунавья, его столицы – Измаила и районных центров Рени, Болград. Отчеты перед избирателями переполнены множеством как больших, так и маленьких нужных дел.
Безусловный лидер – Измаил
Безусловным лидером по реформам является Измаил – столица Придунавья. Его мэр Андрей Абрамченко с 2010 года динамично развивает город.
– С властями в Измаиле на протяжении многих лет сбита серьезная команда, – поясняет Александр Урбанский. – Мэр столицы Придунавья Андрей Абрамченко является бессменным лидером и эффективным хозяйственником. Он ремонтирует дороги, площади, благоустраивает и освещает улицы, утепляет дома, активно модернизирует коммунальное хозяйство, развивает предпринимательство, поддерживает спорт и культуру.
Парламентарий приводит пример, когда к решению вопросов подключается команда.
Путем его совместных усилий, главы депутатской группы «Юг Украины» Павла Унгуряна, Измаильского городского совета в прошлом году из государственного бюджета было выделено 10 миллионов гривен на капитальный ремонт улицы Дзержинского (ныне это Свято-Никольская) в Измаиле.
– Работы на два миллиона гривен профинансировал городской бюджет, – уточняет Александр Игоревич. – Только так, совместными усилиями, нужно развивать населенные пункты и регион в целом. Важно продумывать, подготавливать значимые для громады проекты и добиваться их реализации.
В этом году Измаил превратился в одну большую стройку. Из областного бюджета поступили 10 миллионов гривен в рамках областной программы энергосбережения на утепление жилых многоэтажных домов.
– Эту программу собираюсь продвигать и в дальнейшем, – поясняет мой собеседник.
Еще один показатель командной работы – это организация капитального ремонта архиважной для Принунавья дороги Измаил-Дзинилор, на которой находятся 6 сел Измаильского района, где на отдельных участках ремонт не проводился с 80-90-хх годов прошлого столетия.
Сначала из областного бюджета на эту дорогу было выделено 15 миллионов, а затем из государственного бюджета – еще 63 миллиона гривен.
– В конце августа ее инспектировал – остался доволен, дорога хорошо сделана!
Люди засыпают вопросами: когда дойдет очередь и в другие населенные пункты!?
– Мы постоянно изыскиваем средства из разных источников для этих целей. Будут в Придунавье дороги – стремительно взлетит экономика, торговля, к нам пойдут дополнительные инвестиции!..
Сфокусировано внимание парламентария и на Ренийском районе, входящем в его округ.
Двадцать лет назад в Рени было заложено здание районной поликлиники, но из-за постоянных политических и экономических катаклизмов стройка несколько раз замораживалась.
На встречах в ходе предвыборной кампании тогда еще просто кандидат в народные депутаты Александр Урбанский пообещал медработникам и жителям Рени реанимировать учреждение.
И уже будучи парламентарием – добился выделения из государственного бюджета 15 миллионов гривен на возобновление строительства. А сейчас лично контролирует ход ремонтных работ на объекте, а также использование средств. Ожидается, что к концу этого года здание будет окончено.
На улицах и во дворах Рени все это лето кипела работа. Проведен капитальный ремонт дорожного покрытия на шести улицах, ямочный ремонт проблемных участков одиннадцати улиц и площади Свободы. Всего на ремонт городских дорог в этом сезоне было запланировано шесть миллионов гривен, половина из которых – средства областного бюджета.
На реконструкцию одной из центральных улиц благодаря народному депутату из государственного бюджета были направлены 1,3 миллиона гривен. Еще на 700 тысяч государственных денег, к слову, здесь будет проведен ремонт крыш многоэтажных домов – также по его инициативе.
Во время одной из августовских рабочих поездок на округ Урбанский лично проинспектировал ход дорожных работ и в целом остался доволен их сроками проведения и качеством.
– Такого количества ремонтных работ в Рени не выполнялось никогда, – отметил он. – Не было и таких поступлений со всех уровней бюджета. На мой взгляд, это стало возможным из-за тесного взаимодействия с новым мэром Рени Игорем Плеховым, ставшим членом моей команды, а также потому, что на последних местных выборах Придунавью удалось значительно укрепить свое представительство в Одесском областном совете, куда было избрано больше депутатов.
Главное – водоснабжение и энергосбережение!
Интервью пролетело быстро, еще и потому, что теперь по трассе ехать быстрее, вместо пяти часов – три с половиной.
Но на месте планы резко изменяют обстоятельства стихийного характера. Приняв участие в Измаиле в торжественном митинге, который прошел на площади возле Дворца культуры им. Т.Г. Шевченко, нардеп срочно выехал в село Плавни Ренийского района. Тут накануне похозяйничал ураган. Последствия неприятные – много поваленных деревьев, оборванные линии электропередач.
Но самое страшное то, что пострадали здания детского сада, школы и ФАПа. Тут же, на месте, Урбанский проводит совещание с главой райадминистрации и председателем райсовета, на котором было решено, как и чем помочь селу.
Районный бюджет принял решение о выделении порядка 50 тысяч гривен на закупку шифера и необходимых материалов.
Крышу детсада уже восстановили – местные жители сами нашли 7 листов шифера. Что касается церкви, то стало ясно, что не могло быть и речи о бюджетных средствах на ее ремонт. Здешний СПК «Світанок» выделил 86 тысяч гривен, жители села собрали порядка 20-30 тысяч гривен, что пошло на закупку стройматериалов. А благотворительный фонд «Придунавье» оплатил работу по замене сорванной ветром крыши.
В этот день мы успели побывать и в Броске, где празднование Дня Независимости началось на стадионе соревнованиями по борьбе. И в Рени, где на центральной площади состоялся колоритный праздник с выступлениями народных коллективов разных национальностей, народным гулянием, вручением юбилейных президентских медалей «25 лет Независимости Украины».
– Придунавье – многонациональный регион, поэтому и уникально его культурное наследие. Здесь проживает свыше 100 национальностей, которые должны жить в мире и гармонии. Часто под моим патронатом проводятся культурные и спортивные мероприятия, – дополняет картину парламентарий.
– Расскажите, куда вы еще сейчас направляете усилия своей команды?
– Так сложилось, что для Придунавья требующей особого внимания остается проблема водоснабжения, это при том, то тут, на юге Одесской области, много рек и озер. Когда я избирался и изучал проблемы людей, то в 80% случаев мне говорили именно об этом. И если в части сел есть хотя бы техническая, то в некоторых селах отсутствует и питьевая, и техническая вода.
И вот недавно усилиями депутатов объединения «Юг Украины», при поддержке главы одесского областного совета в Придунавье удалось реанимировать государственную программу «Питьевая вода».
В июне почти пять миллионов гривен областной совет выделил на решение проблем с водой для жителей Измаильского района. Теперь люди нескольких населенных пунктов смогут наконец-то реализовать свою мечту о качественном водоснабжении. Эти средства направлены на обустройство бюветов и капитальный ремонт водопровода.
Например, в селе Каменка есть только технический водопровод, построенный в 1960 году. Питьевую воду привозят из соседнего села цистернами, и она стоит дорого. Тонна привозной воды 100-120 гривен! Так вот, из этих почти пяти миллионов гривен восемьсот тысяч распределены в Каменку на строительство бювета. Уже и выбрано место для него. Бювет будет рядом с сельским советом, что будет удобно для всех сельчан.
Показателен еще один из примеров. Жители села Кирнички ждали воду… 200 лет – именно столько лет назад в этом селе был вырыт последний колодец, это было еще при турках.
В 2014 году благотворительный фонд «Придунавье» выделил средства на проектирование и строительство колодцев с технической водой, насосной станции.
В июне же этого года, на 202-летие этого села, усилиями нардепа из областного совета на капитальный ремонт водопровода было выделено полтора миллиона гривен.
За счет пяти миллионов средств областного бюджета также в этом году будут обустроены бюветы в еще двух селах – Утконосовке и Суворово.
Еще одна «фишка» программы возрождения Придунавья – энергосбережение.
Привлеченные 2 миллиона гривен государственных средств пошло на энергосберегающие окна в детских садах и школах.
– В первую очередь это дети, о которых мы должны думать. С ростом цен на энергоносители нужно делать все для экономии тепла. При нынешней экономической ситуации в стране энергосбережение – это одна из самых важных программ для нашего региона, – утверждает Александр Игоревич.
Он также рассказал, что занимается поиском инвесторов, которые готовы ставить энергосберегающие котлы, потому что запаса органического топлива в аграрном Придунавье более чем достаточно. Это и солома, виноградная лоза, и камыш, и шелуха от семечек.
– Я достаточно долго искал людей, заинтересованных в производстве альтернативных источников топлива. И вот первый инвестор уже нашелся в Измаильском районе, который запустил первую линию, начато производство. Буду отслеживать стоимость этого топлива, чтобы оно было доступно для жителей, и была существенная экономия в сравнении с газом и углем, – дополняет нардеп.
Плюс компьютеризация сельских школ
До конца этого учебного года абсолютно все школы Ренийского района получат новые компьютерные классы от благотворительного фонда «Придунавье».
На данный момент новые компьютеры получили уже несколько – в селах Нагорное, Плавни, Котловина и Лиманское.
– Насколько это важно, – сами посудите! – рассказывает Александр Убранский. – На дворе 21 век высочайших технологий, а в школе села Нагорное было всего два компьютера, которые постоянно выходили из строя. Теперь в сельских школах Придунавья все будет по-другому!..
Без парламентских интриг и склок
Для Александра Урбанского – это первая каденция в парламенте. Мне интересно было узнать, насколько оправдались его первоначальные ожидания.
Политик заявляет, что от его парламентской деятельности больше положительных результатов.
– Если в процентном отношении, то на 60% ожидания оправдались. Есть, правда, определенные разочарования касательно «бурной» политической жизни нашей страны.
И добавляет, что не принимает ни малейшего участия в парламентских интригах и склоках. В этом уверил граждан Придунавья, когда избирался. Считает, что энергию нужно направлять в созидательное русло.
А вот свое участие в депутатском объединении «Юг Украины» поясняет «здоровым лоббизмом».
– Из-за сложной ситуации добиться выделения необходимых сумм было довольно-таки непросто, но в большинстве случаев это все же удавалось, – поясняет нардеп. – Нужно поставить цель, разработать программу и заручиться поддержкой команды для осуществления всего этого. Очень важно участие самой громады. Многие программы, которые реализует мой фонд, внедряются по инициативе местных жителей. Это одно из условий предоставляемой помощи – совместные усилия!
«Нам необходимо восстановить транзитный потенциал Украины»
Что касается законотворчества, так сейчас народный депутат вместе с виноделами Бессарабии, которые отстаивают прозрачные правила ведения бизнеса, заканчивает работу над соответствующим законопроектом. Он, в первую очередь, направлен на то, чтобы качественное вино попадало украинскому потребителю, чтобы упростить регистрацию виноградарей и виноделов, привести к европейским стандартам технические условия производства вина, убрать коррупционную составляющую.
– Наибольшим же своим достижением считал бы принятие парламентом закона “О внутреннем водном транспорте” (№2475а) Козыря-Кононенко, соавтором которого я также выступил.
Сейчас документ находится на рассмотрении в Верховной Раде, и мы возлагаем большие надежды, что судьба развития украинского морского и речного транспорта решится уже в скором будущем. Нам необходимо восстановить транзитный потенциал Украины, и для этого нужно как можно быстрее выстроить собственную стратегию развития национальной транспортной сети, строительства важнейших объектов инфраструктуры и привлечения новых транзитных грузопотоков. Ведь что такое транзит? Транзит – это деньги в казну нашего государства. Это доход в бюджет, это достойный уровень жизни его сограждан. Для множества стран транзитные перевозки являются важным источником экспорта услуг, валютных поступлений, создания дополнительных рабочих мест и многого другого. Украина достойна иметь все это – наше географическое положение способствует не только развитию транспортного потенциала, но и интеграции Украины в мировую транспортную систему, прежде всего, как государства, которое имеет возможность обеспечить транзитные перевозки грузов через центр Европы самым коротким путем.
– В Одессе вы выступали на международной конференции “Гибридные решения безопасности в Черноморском регионе”. Об уровне и важности мероприятия можно судить по составу ее участников: перед присутствующими выступили Посол США Джеффри Пайетт, Посол Турецкой Республики Йонет Джан Тезель, среди приглашенных были представители дипломатического сообщества, политики, представители деловых кругов, ученые. Какой была тема вашего доклада?
– Тема моего выступления – “Основные аспекты развития внутреннего водного транспорта в Украине. Открытие “торговых ворот” из Украины в Европу в ближайшем будущем”. Речь идет о международном речном коридоре Е-40, который позволит от устья реки Днепр через территорию Беларуси выйти в порт Гданьск и тем самым связать Украину с Польшей. Водный путь Е-40 существовал еще при Советском Союзе, и сейчас актуален вопрос о его “реанимировании” на отрезке Днепр-Висла, что откроет для Европы дополнительные возможности по перевозке своих импортных грузов – для начала до 4 миллионов тонн в год. Безусловно, в восстановлении этого коридора заинтересованы и Европейский Союз, и Украина, и Беларусь. Но без законодательной базы мы пока не можем “распахнуть” эти “ворота” – только с принятием Закона “О внутреннем водном транспорте” сможем развивать реку Днепр, углублять и восстанавливать навигационные каналы, соответственно заинтересуем наших европейских партнеров – они тоже со своей стороны начнут предпринимать подобные действия. Таким образом, Украина благодаря транспортной инфраструктуре будет интегрироваться в европейское бизнес-сообщество, предоставляя Европе новые транзитные коридоры.
– Над какими еще законодательными инициативами вы сейчас работаете?
– Около 80 тысяч украинских моряков работают на судах с иностранным флагом. Профсоюзы обращаются в подкомитет по вопросам морского и речного транспорта для защиты их трудовых прав. Для этого нужно ратифицировать ряд международных конвенций, договоров. Вопрос использования Украиной международных инструментов в защите прав моряков актуален не первый год, и на сегодняшний момент он не реализован. Поэтому сейчас я инициирую возобновление работы в этом направлении через профильные министерства и ведомства.
Я стал одним из разработчиков законопроекта №4014 «О внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли».
Как известно, за последние 10 лет уровень финансирования дорожных работ в Украине составлял от 14 до 34% от необходимости.
Поэтому группой депутатов было предложено создание специального дорожного фонда в составе Государственного бюджета Украины, который должен обеспечить стабильное финансирование этой отрасли.
Мы подготовили также законопроект относительно соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Украины. Предусмотрено, что этот дорожный фонд, в частности, будет наполняться за счет поступлений от акцизов на нефтепродукты, ввозимые транспортные средства, платы за проезд автомобильными дорогами транспортных средств,весовые или габаритные параметры которых превышают нормативы. Целевое использование этих средств позволит многократно улучшить состояние с ремонтом и поддержанием украинских дорог.
За взятки – пожизненное лишение свободы!
Урбанский – соавтор законопроекта, который усиливает ответственность за взяточничество для высших чиновников, вплоть до пожизненного лишения свободы.
– Вы думаете, что усилением ответственности с коррупцией в нашей стране можно исправить ситуацию?
– Очень надеюсь, поэтому и стал соавтором этого законопроекта. Понимая, что ты становишься народным депутатом, министром, руководителем госпредприятия, если ты можешь повлиять на процесс изменения страны к лучшему, ты должен руководствоваться, прежде всего, гражданской ответственностью перед собственным государством и его гражданами. А если будет другой подход, мы никогда ничего не изменим. Если ты согласился стать чиновником, то должен понимать, что уголовная ответственность за коррупцию – очень большая. Показателен Китай, где за крупные взятки предполагается смертная казнь. Недавно смотрел передачу, в которой рассказали, как китайские олигархи, высокопоставленные чиновники предстали перед судом, а потом были расстреляны.
Конечно, на фоне повышенной ответственности за коррупцию нужно дать чиновникам достойный уровень зарплаты. Угрозами посадить в тюрьму все сразу честными не станут, все равно будут пытаться украсть. Но когда будет и достойная зарплата, и уголовная ответственность – это будет действенно.
С другой стороны, повышение оплаты труда – это системный вопрос, упирающийся в обеспечение роста экономики и благосостояния граждан в целом.
В пропрезидентской фракции больше возможностей
Александр Урбанский – единственный, кто прошел в парламент по мажоритарному округу от «Сильной Украины» Сергея Тигипко.
– Чтобы максимально выполнить обещания перед избирателями, принял решение войти в пропрезидентскую фракцию, где, конечно, больше возможностей, – поясняет парламентарий, – и я не ошибся. Многого удалось добиться, в частности, из-за членства в большой фракции, ну, и конечно, слаженной работы с коллегами в межфракционном объединении «Юг Украины». Много сделано для жителей, и еще больше предстоит сделать в будущем. Главное, что своими действиями мы вдохнули новую жизнь в Придунавье, мотивировали к дальнейшему развитию, вселили в людей надежду нормально жить и трудиться, и быть уверенным в завтрашнем дне. Также на примере нашего родного Придунавья мы доказали, насколько эффективно власть может работать для людей.