Победитель предвыборной гонки на 143 избирательном округе Александр Урбанский в новом статусе с читателями СИТИ встретился впервые. И ответил на их вопросы.
– Александр Игоревич, вы – победитель нынешней избирательной кампании на 143 округе. Для вас это – первый опыт участия в выборах в качестве кандидата в парламентарии. Каковы впечатления? И какое – самое сильное?
– Да, раньше я нигде не баллотировался и не избирался. Впечатления после предвыборных баталий остались разные. Мне, в первую очередь, было приятно и полезно познакомиться с большим количеством людей во время поездок по округу. В большинстве населенных пунктов поразило (и иногда даже пугало) то, что на протяжении 23 лет ничего со стороны государства там не делалось. Тяжко было видеть, что люди, которые живут и работают на земле и приносят пользу государству, проживают в таких условиях. Поразило состояние сел, которые находятся вдали от Измаила и основной трассы – как бытовое, так и экономическое. Если в течение 10-15 лет ничего не изменится, то это ничем хорошим не закончится. Все это заставляет думать о том, что надо делать.
– Не мешала ваша неузнаваемость? Спрашивали ли вас, зачем вам надо в Раду?
– На вопрос о том, зачем мне это нужно, я отвечал уже не раз. В том числе, и в обращении к жителям нашего округа. Предложение баллотироваться я получил от городского головы Измаила Андрея Абрамченко, с которым на протяжении последних почти четырех лет сложилось хорошее плодотворное сотрудничество, которые мы будем продолжать. Сейчас – если говорить о неузнаваемости – ее меньше. Она не мешала. Но я не задумывался над этим.
– Вы много ездили по округу и общались с людьми, то есть, уже знаете, что волнует ваших избирателей. Назовите самые острые проблемы? Есть ли у них решение и насколько оно растянуто во времени?
– Одна из самых основных проблем – экономическое положение сел. Отдаленные села просто отрезаны от райцентра плохими дорогами. Восстановить дороги силами одного благотворительного фонда не получится – должна быть государственная поддержка. Если мы сможем восстановить нормальное транспортное сообщение с отдаленными селами, сельчанам станет легче добираться на работу в райцентр или обмениваться товарами или услугами. Сильно удивило во многих населенных пунктах отсутствие воды, даже технической. Как в Кирничках, где 200 лет ждали воды. Это проблема ошеломляет в крае, где есть Дунай и столько озер с пресной водой, где есть подтапливаемые земли… О каком развитии региона может идти речь, если люди, которые работают на земле, не имеют возможности ее орошать? То есть, де-юре имеют, потому как вода есть, а де-факто – нет, потому что нет колодцев. Поэтому вопрос водоснабжения – один из тех, который надо решать безотлагательно. Люди доведены до такого состояния, что готовы принять участие в решении этой проблемы. В селе Кирнички эта проблема настолько поразила, что мы сразу приступили к ее решению. Надо понимать, что на местном уровне (в селе) силами благотворительного фонда можно точечно решить проблему. Но для ее решения в регионе должна быть государственная программа.
У нас за 23 года независимости так много ничего не делалось, что пожар уже везде. Определить, куда именно надо бросаться в первую очередь, тяжело. Тот ворох проблем, с которыми я ознакомился, требует систематизации. Надо определить первостепенное и вторичное – не потому, что что-то не важно, а потому, что есть что-то важнее. Когда начнем работать с регионом, тот или иной вопрос – в зависимости от сложности – будет выливаться в государственную программу или просто работу депутата. К примеру, вопрос дорог – это не закон. Это надо что-то делать. Вопрос экономического развития региона, естественно, должен выливаться в программы и законы.
– Из проблем региона вы назвали дороги, водоснабжение. Назовите еще три…
– Да я не три могу назвать – двадцать! В любом населенном пункте есть стандартный пакет проблем: детсад, школа, ФАП: где-то нет окон, крыши, оборудования, где-то рушатся стены. А еще – рабочие места. И – медицина. Это то, что надо решать сообща, – должна быть хорошая работа всей вертикали власти. Что касается здравоохранения, у меня есть опыт реализации проекта развития медицины в Николаевской области – и я намерен этим заниматься дальше. С гордостью могу сказать, что в Измаиле с медициной все не так плохо, как в районе или в соседнем райцентре. Но надо и оборудование обновлять, и ФАПы новые открывать (как на Южном). Туда нужно оборудование, медперсонал. Надо рассматривать вопрос улучшения работы скорой помощи.
– Существующий клубок проблем – не следствие ли того, что за последние годы страна относилась к нашему региону как к отдаленному селу?
– На мой взгляд, у нас в стране вообще ничего особенного не делалось. В Днепропетровске, к примеру, дороги были ужасными – я таких не видел ни в одном областном центре (в Измаиле – прекрасные дороги!). Не могу сказать, что есть регионы – “любимчики”. У нас такой же приграничный регион как Закарпатье, к примеру. Думаю, что и там проблем много.
Я не считаю, что мы заброшены. Важность Придунавья понимают все – на уровне области и Киева. Просто понимать и делать – две большие разницы.
– С чего вы начнете вашу депутатскую деятельность?
– Как народный депутат я буду стараться выполнять свои обещания и, главное, придерживаться той программы, которую наметил. Прежде всего, максимально содействовать развитию транспортной инфраструктуры нашего региона. Это касается портов и дорог, того же трансграничного сотрудничества. Глубоководный судовой ход – за пределами моего округа, но дноуглублению надо уделять внимание. Меня спрашивали, что государство может сделать для дноуглубления.
Хочу сказать, что государство, как минимум, должно начать что-то делать. Потому что сейчас не делается ничего. Та техника, которая была построена еще во времена Советского Союза, либо продана, либо разграблена. А то, что есть, работает в прочих портах. Буду прикладывать максимум усилий для того, чтобы восстановить работу порта. Вернуть грузопоток – от меня одного не зависит. Но от меня как от парламентария, который занимается законотворчеством, зависит создание условий, при которых эти грузопотоки вернутся в регион. У меня никогда не было коммерческих интересов в порту – я не думаю, что они, коммерческие интересы, у меня появятся. Но поддерживать порт, всячески содействовать его развитию я буду.
– Вы во время выборов позиционировали себя как члена команды мэра Измаила. Значит ли это, что вы будете оказывать особое внимание городу Измаилу в плане лоббирования его интересов в зале парламента Украины? Если да, то в чем это будет проявляться – в “именных” государственных программах? Выбивании денег на решение проблем Измаила и Придунавья?
– Во время выборной кампании и в своей предвыборной агитации я себя позиционировал как член команды мэра Измаила, которая была сформирована задолго до того, как я получил от него предложение баллотироваться в парламент. Команда – это люди, которые работают исключительно во благо нашего города. Поэтому, вступив в эту команду, я, естественно, буду уделять много внимания нашему родному городу. Во-первых, Измаил этого заслуживает. Я искренне это говорю и в это верю. Я благодарен жителям Измаила за огромную поддержку, которую мне оказали на этих выборах. К этому нужно относиться с уважением и пониманием – не только на словах, но еще и на деле. И то, что мы собираемся нашей командой делать в Измаиле, – эти благие дела, которые не останутся незамеченными.
В первую очередь, надо закончить наш Дворец спорта. У нас еще есть много дорог, которые нужно ремонтировать. Не скрываю: намерен уделять много сил на поддержание Измаила, потому что это центр Придунавья. Мы начнем здесь – и выйдем по всему региону. Доказательство – работа фонда Урбанского “Придунавье”, который начинал работу в Измаиле и вышел на регион.
– Народный депутат – прежде всего, законотворец. Можете сказать, с чего начнете?
– Не готов, сидя в Измаиле, сказать, что нужно сделать в стенах парламента в Киеве. Это безответственно – не хотелось бы вдаваться в популизм. Однозначно надо много менять. Но для того, чтобы сказать, что конкретно, надо поехать, разобраться, а уже потом вносить свои комментарии.
– Мы говорили о том, что Придунавье – приграничный регион страны, которая подписала ассоциацию с ЕС. Можем ли мы рассчитывать на получение помощи от Евросоюза на решение тех же проблем дорог, водоснабжения, энергоснабжения – на повышение качества жизни населения. Реально ли это?
– Шансов у нас было много – мало тех, кто хотел бы воспользоваться ими. Многие программы европейских банков имплементированы в Украине. Я знаю несколько, которые работают в Херсонской области. Если говорить о трансграничном сотрудничестве, то шансов после подписания Ассоциации у нас стало больше. Но возьмем, к примеру, безвизовый режим: чтобы наши могли туда добраться, нужны дороги, паромная переправа.
– Вы когда-то признались, что мечтали построить в Измаиле светомузыкальный фонтан. А можно узнать, о чем мечтает Александр Урбанский – победитель в гонке за место в парламенте?
– О создании в Измаиле свободной экономической зоны, которая станет мощным импульсом в развитии всего региона. Уже есть те, кто готов прийти в Придунавье, – со своими грузопотоками, проектами и новыми рабочими местами. Только это должна быть настоящая свободная экономическая зона – территория, где создан благоприятный инвестиционный климат и где географическое положение и существующий потенциал позволит при определенных усилиях достичь огромных успехов. Положение и потенциал у нас есть. Дело – за климатом, который мы можем создать. Цель – одна: чтобы край стал процветающим. Вот за этим я и пришел в парламент Украины…