Проблемные вопросы Черноморского бассейна поднимались в ходе закрытой международной конференции “Гибридные решения безопасности в Черноморском регионе”, проходившей недавно в Одессе. Об уровне и важности мероприятия можно судить по составу ее участников: перед присутствующими выступили Посол США Джеффри Пайетт, Посол Турецкой Республики Йонет Джан Тезель, среди приглашенных – представители дипломатического сообщества, политики, представители деловых кругов, ученые.
Традиционно конференция проходит при поддержке Программы безопасности Черного моря Гарвардского института государственного управления имени Джона Ф.Кеннеди, высоких гостей принимал Одесский областной совет.
Один из спикеров конференции – народный депутат Украины, член фракции “Блок Петра Порошенко”, член транспортного комитета ВР, глава подкомитета ВР Александр Урбанский рассказал более подробно о мероприятии.
– Александр Игоревич, что значит проведение конференции такого уровня для нашей страны?
– Мероприятия в рамках “Black sea security conference” Гарвардского института государственного управления имени Джона Ф.Кеннеди проводятся ежегодно в странах Черноморского бассейна. Я дважды принимал участие в подобных конференциях – в Румынии и Турции. Организаторы были заинтересованы провести мероприятие и в Украине – как в одной из черноморских стран, и обратились ко мне за содействием. С удовольствием поддержал эту идею и порекомендовал организовать конференцию именно в Одессе – нашей Черноморской столице. Конечно же, и как народный депутат, и как одессит принял непосредственное участие в вопросах организации. Мероприятие очень ответственное, но уже можно выдохнуть – все прошло на высоте.
То, что в Украине проходят такого рода мероприятия, говорит, на мой взгляд, о доверии. Говорит о том, что наши зарубежные соседи по Черноморью видят в нашей стране полноценного партнера, с которым можно и нужно строить долгосрочные бизнес-отношения, с которым можно сообща решать серьезные вопросы, волнующие сегодня всю мировую общественность.
– Вы были одним из спикеров конференции. В чем суть Вашего доклада?
– Тема моего выступления – “Основные аспекты развития внутреннего водного транспорта в Украине. Открытие “торговых ворот” из Украины в Европу в ближайшем будущем” – была посвящена речному маршруту Е-40 на отрезке Днепр-Висла. В ближайшем будущем мы все надеемся на его восстановление и ожидаем, что это позволит транспортировать порядка 4 миллионов тонн груза ежегодно из Украины в Европу – через Белоруссию в Польшу. Основная тема конференции – безопасность, это ведь не только военная безопасность, это и экономическая безопасность государства, в том числе. В этом аспекте я рассказывал о законопроекте “О внутреннем водном транспорте” (№2475а) Козыря-Кононенко, соавтором которого также являюсь и я. Понятно, что для возрождения в Украине судоходства по внутренним водным путям, повышения эффективности использования потенциала речного транспорта как альтернативного экологического вида перевозок, внедрения европейских норм и стандартов функционирования и развития речного транспорта необходимо создать правовую основу. Сейчас документ находится на рассмотрении в Верховной Раде, и мы возлагаем большие надежды, что судьба развития украинского морского и речного транспорта решится уже в скором будущем. Нам необходимо восстановить транзитный потенциал Украины, и для этого нужно как можно быстрее выстроить собственную стратегию развития национальной транспортной сети, строительства важнейших объектов инфраструктуры и привлечения новых транзитных грузопотоков. Ведь что такое транзит? Транзит – это деньги в казну нашего государства. Это доход в бюджет, это достойный уровень жизни его сограждан. Для множества стран транзитные перевозки являются важным источником экспорта услуг, валютных поступлений, создания дополнительных рабочих мест и многого другого. Украина достойна иметь все это – наше географическое положение способствует не только развитию транспортного потенциала, но и интеграции Украины в мировую транспортную систему, прежде всего как государства, которое имеет возможность обеспечить транзитные перевозки грузов через центр Европы самым коротким путем. Украина имеет все объективные предпосылки к тому, чтобы усилить свою роль в качестве надежного транзитного государства и развития морского транспорта.
– Какие нововведения были разработаны?
– Первое предложение – открыть реки для невоенных судов под иностранным флагом, для того чтобы привлечь больше свободного тоннажа для перевозок наших грузов, которые мы можем спускать с верхних точек Днепра на украинские устьевые порты или морские порты Большой Одессы. Это позволит создать дополнительные рабочие места, загрузить украинские судостроительные и судоремонтностроительные заводы дополнительной работой, а также развивать речную инфраструктуру в плане речных терминалов – либо модернизировать существующие, либо строить новые. Также среди новаций законопроекта – упрощение процедур контроля при выходе судов из внутренних водных путей, связанных с соблюдением безопасности судоходства, таможенными и пограничными формальностями; введение целевого речного сбора. На сегодня, как известно, в Украине действуют высокие ставки тарификации на реке Днепр, которые требуют пересмотра. Также необходимо открыть и упростить правила навигации по данной реке. Существующие ныне нормы не позволяют организовать эффективный грузопоток и, следовательно, увеличить прибыль от него. Ведь речной и морской транспорт – это самый дешевый транспорт, и потому очень востребованный, он наиболее экономически выгодный.
– Вы говорили также о “торговых воротах” с Европой…
– Да, речь идет о международном речном коридоре Е-40, который позволит от устья реки Днепр через территорию Беларуси выйти в порт Гданьск и тем самым связать Украину с Польшей. Водный путь Е-40 существовал еще при Советском Союзе, и сейчас речь идет о его “реанимировании” на отрезке Днепр-Висла, что откроет для Европы дополнительные возможности по перевозке своих импортных грузов – для начала до 4 миллионов тонн в год. Безусловно, в восстановлении этого коридора заинтересованы и Европейский Союз, и Украина, и Беларусь. Но без законодательной базы мы пока не можем “распахнуть” эти “ворота” – только с принятием закона “О внутреннем водном транспорте” сможем развивать реку Днепр, углублять и восстанавливать навигационные каналы, соответственно заинтересуем наших европейских партнеров – они тоже со своей стороны начнут предпринимать подобные действия. Таким образом, Украина, благодаря транспортной инфраструктуре, будет интегрироваться в европейское бизнес-сообщество, предоставляя Европе новые транзитные коридоры.
Этим законопроектом мы показали присутствующим высоким гостям, что Украина идет по пути европейского развития, что парламент не на словах, а на деле проводит реформы. Мы готовы внедрять европейские юридические практики и экономические стандарты развития, готовы и способны менять жизнь в стране к лучшему.